Большинство строительных конструкций, например балки, балконные плиты, лестничные марши и площадки, под действием собственной массы и сопутствующих нагрузок деформируются. В бетоне при этом появляются трещины и конструкция разрушается. Поэтому, чтобы избежать разрушения в бетонных конструкциях, в них закладывают сортовую разновидность металлопроката - стальную арматуру, с помощью которой получается удачное сочетание, при котором в сжатой зоне хорошо работает бетон, а в растянутой - арматура принимает на себя усилие разрыва, так как она имеет прочность, превышающую прочность бетона. Это сочетание стало возможным, благодаря поверхности арматуры, которая хорошо сцепляется с бетоном, образую монолитное тело. Помимо этого, арматура и бетон имеют одинаковый коэффициент температурного расширения, что при температурных деформациях не нарушит монолитность тела. Не менее важным преимуществом совмещения бетона со стальной арматурой, является то, что арматура помогает бетону воспринимать усилия растяжения, бетон же, в свою очередь защищает арматуру от коррозии, в результате внешнего воздействия воздуха и влаги, и быстрого разрушения, при пагубном действии на нее высоких температур, например как при пожаре. Учитывая свойство бетона, и тот факт, что растяжения максимальны в его внешних слоях, арматуру следует ставить как можно ближе к поверхности изделия. Однако, во избежание коррозии и разрушения, ее следует закрыть слоем бетона, который называется защитным. Для стеновых панелей и настилов перекрытия, вполне достаточно толщины защитного слоя в десять, пятнадцать миллиметров.
Металлопрокатные изделия, в состав которых входит арматура, обладают возможностью хорошего сцепления только при достаточной очистке, поэтому если арматурные стержни запачканы маслом, сцепления с бетоном уже не будет. Очень важно, чтобы рабочие бригады формовщиков были осторожными при смазке формы и укладке в нее арматуры. Если на арматуре образуется небольшой налет ржавчины, то его можно не снимать, так как, находясь в бетоне, ржавчина исчезает, не нарушая сцепления металла с бетоном.
При армировании железобетона, применяют стержневую горячекатаную и проволочную холоднотянутую сталь. Стержневая арматура различается по прочности и относительному удлинению, помимо этого, чтобы увеличить сцепление стержня с бетоном, делается профилирование стержня. Проволочная арматура подразделяется на обыкновенную и высокопрочную проволоку, круглую и периодического профиля. Для предварительно-напряженных конструкций используется в основном высокопрочная проволока и стержневая арматура класса А-1П. Наибольшей прочностью обладает проволока небольших диаметров. Она наиболее экономна по расходу металла, так как чем выше прочность металла, тем меньше его расходуется на армирование конструкций. Но применение проволоки очень трудоемко, ведь прочность каждой проволоки крайне мала, а для армирования конструкции придется уложить, закрепить и натянуть более ста проволочек. Однако можно использовать пряди и канаты из высокопрочной проволоки, благодаря чему в разы упрощается работа по армированию, так как вместо укладки ста проволок, нужно будет уложить только четырнадцать прядей или семь канатов.
По материалам сайта www.tdm.ru
По материалам сайта www.tdm.ru