Изготавливаются из нефти, применяются в качестве смазочных материалов. Также они применяются как гидравлические или смазочно – охлаждающие жидкости, компоненты лекарственных средств, электроизоляционные среды.
Присадки
Для существенного улучшения качественных характеристик минеральных масел, к ним добавляют присадки. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, специальные жидкости, например смазочно-охлаждающие жидкости, гидравлические и т. п.
Классификация по способу производства
Нефтяные масла получают путем тщательной очистки остаточных фракций нефти соответствующего уровня вязкости. Минеральные масла делят на дистиллятные (производят путем вакуумной перегонкой мазутов); остаточные (получаемые из деасфальтизированных масляных гудронов); и компаундированные - подобранные по вязкости и другим показателям смеси дистиллятных и остаточных масел. Основную часть масел составляют углеводородные компоненты. Точная химическая формула масел не известна.
Классификация по областям применения
Моторные масла применяются для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания. По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.
В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.
Индустриальные масла с комплексом присадок (антиокислительной, противоизносной, антикоррозионной и др.) применяются для смазывания подшипников, редукторов и гидравлических систем промышленного оборудования. Наиболее востребованная область применения - в узлах трения станков, вентиляторов, насосов, текстильных машин, а также как основа при изготовлении гидравлических жидкостей, пластичных и технологических смазок.
Авиационные. В зависимости от вида техники авиационные масла условно делят по областям применения на масла для поршневых и газотурбинных двигателей самолетов и различных агрегатов вертолетов.
Холодильные делятся на минеральные (нафтеновые и парафиновые) и синтетические (алкилбензольные, полиалкилгликольные, полиолэфирные и полиальфаолефиновые) масла. Служат для смазки трущихся деталей компрессора с целью уменьшения силы трения и снижения износа сопрягаемых деталей. Кроме того, смазка способствует отводу части теплоты, эквивалентной работе сил трения, удалению мелких частиц - продуктов изнашивания сопрягаемых пар и повышению герметичности
Вакуумные масла – это рабочая смазка для роторных вакуумных насосов, редставляют собой жидкость с низким давлением пара.
Гидравлические масла, в свою очередь, делятся на три группы по областым применения: для самолетов и других летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники; для различных машин, которые снабжены гидротормозными и амортизаторными устройствами; для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий.
Компрессорные масла этого класса широко применяют для смазывания компрессоров, эксплуатируемых в различных отраслях промышленности и на транспорте. В поршневых и ротационных компрессорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым газом, имеющим высокую температуру.
Консервационные масла применяют на заводах различных отраслей промышленности для межоперационной защиты и консервации готовых изделий.
Турбинные масла используются как смазочный материал, а также для охлаждения узлов трения турбин, турбоагрегатов, турбокомпрессоров и других турбинных установок. Турбинные масла могут применяться и в системах регулирования турбомашин.
Трансформаторные масла отличатся высокой чистотой и низкой вязкостью. Применяются для заливки силовых и измерительных трансформаторов, реакторного оборудования, а также масляных выключателей.
Трансмиссионные масла применяются для смазывания механических агрегатов машины, содержащих зубчатые передачи.
Осевые масла – применяются для смазывания шеек осей колесных пар вагонов, тепловозов с подшипниками трения скольжения. Иногда используют для смазывания узлов трения и некоторых малонагруженных зубчатых редукторов промышленного оборудования.
Присадки
Для существенного улучшения качественных характеристик минеральных масел, к ним добавляют присадки. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, специальные жидкости, например смазочно-охлаждающие жидкости, гидравлические и т. п.
Классификация по способу производства
Нефтяные масла получают путем тщательной очистки остаточных фракций нефти соответствующего уровня вязкости. Минеральные масла делят на дистиллятные (производят путем вакуумной перегонкой мазутов); остаточные (получаемые из деасфальтизированных масляных гудронов); и компаундированные - подобранные по вязкости и другим показателям смеси дистиллятных и остаточных масел. Основную часть масел составляют углеводородные компоненты. Точная химическая формула масел не известна.
Классификация по областям применения
Моторные масла применяются для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания. По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.
В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.
Индустриальные масла с комплексом присадок (антиокислительной, противоизносной, антикоррозионной и др.) применяются для смазывания подшипников, редукторов и гидравлических систем промышленного оборудования. Наиболее востребованная область применения - в узлах трения станков, вентиляторов, насосов, текстильных машин, а также как основа при изготовлении гидравлических жидкостей, пластичных и технологических смазок.
Авиационные. В зависимости от вида техники авиационные масла условно делят по областям применения на масла для поршневых и газотурбинных двигателей самолетов и различных агрегатов вертолетов.
Холодильные делятся на минеральные (нафтеновые и парафиновые) и синтетические (алкилбензольные, полиалкилгликольные, полиолэфирные и полиальфаолефиновые) масла. Служат для смазки трущихся деталей компрессора с целью уменьшения силы трения и снижения износа сопрягаемых деталей. Кроме того, смазка способствует отводу части теплоты, эквивалентной работе сил трения, удалению мелких частиц - продуктов изнашивания сопрягаемых пар и повышению герметичности
Вакуумные масла – это рабочая смазка для роторных вакуумных насосов, редставляют собой жидкость с низким давлением пара.
Гидравлические масла, в свою очередь, делятся на три группы по областым применения: для самолетов и других летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники; для различных машин, которые снабжены гидротормозными и амортизаторными устройствами; для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий.
Компрессорные масла этого класса широко применяют для смазывания компрессоров, эксплуатируемых в различных отраслях промышленности и на транспорте. В поршневых и ротационных компрессорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым газом, имеющим высокую температуру.
Консервационные масла применяют на заводах различных отраслей промышленности для межоперационной защиты и консервации готовых изделий.
Турбинные масла используются как смазочный материал, а также для охлаждения узлов трения турбин, турбоагрегатов, турбокомпрессоров и других турбинных установок. Турбинные масла могут применяться и в системах регулирования турбомашин.
Трансформаторные масла отличатся высокой чистотой и низкой вязкостью. Применяются для заливки силовых и измерительных трансформаторов, реакторного оборудования, а также масляных выключателей.
Трансмиссионные масла применяются для смазывания механических агрегатов машины, содержащих зубчатые передачи.
Осевые масла – применяются для смазывания шеек осей колесных пар вагонов, тепловозов с подшипниками трения скольжения. Иногда используют для смазывания узлов трения и некоторых малонагруженных зубчатых редукторов промышленного оборудования.