В нашей стране установлены нормы допустимого уровня шума в районах аэропортов. Жесткие ограничения по уровню шума приняты Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), членом которой является Россия. В настоящее время все вновь создаваемые самолеты и двигатели по уровню шума должны соответствовать требованиям, установленным указанными нормами. Нашими разработчиками предпринимаются меры по снижению уровня шума существующей авиационной техники.
Шум, создаваемый при работе двигателя, возникает в результате беспорядочных колебаний воздуха и состоит из ряда звуковых колебании, происходящих с различной интенсивностью и различной частотой. В качестве основной характеристики шума в технике используется уровень силы звука, который обычно измеряется в децибелах (дБ). Человеческое ухо воспринимает уровень силы звука от 0 до 140 дБ.
Однако реакция человека определяется не только уровнем силы звука в децибелах, но зависит от частот звуковых колебаний, от продолжительности действия шума и ряда других факторов. Ухо человека по-разному реагирует на звуки различной частоты. Наиболее неприятные ощущения у человека вызывает шум в диапазоне звуковых частот 3000-5000 Гц. Поэтому для оценки уровня воспринимаемого человеком шума авиадвигателей введена специальная единица воспринимаемого шума, которая обозначается РN дБ. Однако, как отмечено, раздражающее действие на человека оказывает не только шум определенного диапазона частот, но и его продолжительность, и другие факторы. В связи с этим предложена единица оценки шума эффективнее PN дБ (EPN дБ), которая учитывает воздействие этих факторов и базируется на ранее упомянутой единице PN дБ с соответствующими поправками. В этих единицах устанавливаются нормы на уровень шума летательных аппаратов.
Одной из задач дальнейшего совершенствования двухконтурных турбореактивных двигателей (ТРДД) является задача уменьшения дымления камер сгорания.
Как показали исследования, в зонах высоких температур за фронтовыми устройствами камер сгорания в областях, переобогащенных топливом, может происходить выделение частичек чистого углерода, которые делают дымным выхлоп двигателя.
Таким образом, решение задачи уменьшения дымления связано с обеспечением высокого качества подготовки топлива и процесса смесеобразования. Бездымная работа может быть достигнута путем общего обеднения топливо-воздушной смеси в области первичного горения, а также значительным улучшением процесса смешения топлива с воздухом, что должно уменьшить или вовсе исключить возможность возникновения местных концентраций топлива. Для этих целей могут быть применены специальные топливные форсунки, обеспечивающие распыл топлива до поступления его в камеру сгорания, а также высокоэффективные завихрители, позволяющие достигнуть интенсивного перемешивания топлива с воздухом перед началом процесса горения.
Обеспечение бездымной работы может также быть достигнуто при применении камер сгорания со специальными испарительными устройствами.