Кризисные времена во все эпохи заставляли людей пересматривать взгляды на способ добывания средств к существованию. Нынешний вялотекущий кризис не стал исключением и, повыгоняв народ с насиженных рабочих мест, вынудил многих браться за любую работу, приносящую хоть какой-то доход. Вот и мне, дипломированному строителю, оставшемуся без строительства — фирма наша, длительное время не получая заказов, приказала долго жить, — уже в достаточно зрелые годы пришлось чуть ли не заново начинать свою трудовую карьеру. Знания, опыт и специальные навыки перестали пользоваться спросом, и сейчас нужно было искать то занятие, которое нужно людям.
Из инженеров — в мойщики
Мне помог случай. Один из старых друзей, заядлый автомобилист, как-то на вопрос — почему летом, в сушь у тебя машина такая грязная? — пожаловался, что мыть из ведерка на дворе машины нельзя, автомоек в нашем районе мало, а потому там большие очереди, да и дорого. Вот и моет машину раз в полгода, по большим праздникам или когда в столицу едет. И тут меня осенило: да неужто я с мойкой машин не справлюсь?! Там ведь даже никакое специальное образование не требуется. Поливай машину из шланга да грязь оттирай. Потом оказалось, что не всё так просто, как казалось, но «ввязавшись в драку», остановиться я уже не смог.
Лиха беда — начало
На окраине взял в аренду здание, в котором раньше был склад, с электричеством и водопроводом, но не отапливаемое. Да и к чему, считал, «самодвижущимся повозкам» отопление? Чай, железные, не замерзнут. Поначалу «бизнес» шел достаточно неплохо. Само собой, моя работа отменным качеством и производительностью не отличалась — поливал машины водой из шланга да оттирал грязь тряпками и щетками. Однако клиенты большего и не требовали — качество соответствовало цене. И меня поначалу всё устраивало. Благо лето было, сушка авто происходила естественным способом — через открытые ворота, паров воды практически не было. Ну и слегка подсушивал помещение тепловентилятором. Кустарно, конечно, но надо же было с чего-то начинать.
Сохранить тепло — значит выжить
Немного раскрутившись, решил прикупить оборудование для бесконтактной мойки водой под высоким давлением и оснастить мойку системой сбора и очистки воды. Купил, испытал, остался доволен. Аппарат для подачи воды компактен, а щеточный комплекс значительно ускорил работу и повысил пропускную способность предприятия. И тут, как всегда неожиданно, пришла осень с холодами и передо мной встала проблема отопления и сушки авто после мойки. Тепловентилятор больше не выручал, хоть и работал безостановочно, — тепло моментально вылетало из помещения с каждым открытием ворот, при въезде и выезде машины. Счета за электроэнергию стали астрономическими. Подводка водяного отопления не оправдала бы затрат — кому как не мне судить о стоимости прокладки теплотрассы... Да и от системы отопления тепло бы улетучивалось так же быстро. Нужна система, позволяющая задерживать тепло в помещении, иначе предприятию не выжить.
Тепло сохраняют воздушные завесы
Еще на бывшей работе сталкивался с применением тепловых завес и знал, что они создают в дверных проемах подогретый воздушный поток, препятствующий проникновению внутрь холодного наружного воздуха и утеканию теплого наружу. Это, по уверениям наших экономистов, позволяло снизить теплопотери при работе с открытыми дверями во время многих монтажных и отделочных работ на 80–90%. Поэтому об установке тепловых завес на ворота своего предприятия думал неоднократно, однако никак не мог подобрать подходящие для условий с повышенной влажностью воздуха и с антикоррозийными качествами корпуса и деталей аппарата. В «бане» автомойки нужны приборы со степенью защиты от влаги не ниже IP54. Все-таки я сильно рисковал, пользуясь тепловентилятором со степенью защиты IP24, но как-то обошлось.
Запал на завесы «Тепломаша»
Покупку импортных тепловых завес, пожалуй, не осилю — они в разы дороже отечественных, да и наверняка недолго поработают при морозах под сорок. В поисках подходящей тепловой завесы, по ключевым словам «тепловая завеса в помещениях с повышенной коррозионной активностью», «завеса с электрическим источником тепла для автомоек» нашел сайт компании «Тепломаш», на котором были две серии тепловых завес, устраивающие меня по критериям безопасности и антикоррозийной стойкости. Это тепловая завеса с электрическим нагревательным элементом 400Е и тепловая завеса с водяным источником тепла 400W, работающая от системы водяного отопления.
Электрическая или водяная?
У обеих тепловых завес высота установки — от 3 до 5 метров, как раз по размерам проемов моих ворот. И по другим техническим характеристикам они одинаковы: у обеих электродвигатели специального исполнения (степень защиты IP54), корпуса — из оцинкованной или нержавеющей стали, монтируются как над проемом, так и сбоку от него. И управлять ими легко: пульт дистанционного управления позволяет регулировать производительность и тепловую мощность на расстоянии. Но поскольку я отказался от идеи подвести теплотрассу, то остановлю свой выбор на тепловых завесах электрических. Хотя в перспективе можно будет подумать и о водяном отоплении, и о водяных завесах — электричество неумеренно дорожает, а специалисты утверждают, что водяная завеса окупается через год использования.
По материалам сайта www.tveil.ru